Домашние задания: воевать или отступить?

Когда ребенок идет в первый класс, родители сталкиваются с реальностью, в которой их чадо должно делать домашние задания. И для многих родителей это становится настоящим испытанием. Дети не хотят делать домашние задания, сопротивляются, устраивают истерики. Родители настаивают, угрожают, шантажируют.

Начинается этакая война между поколениями, в которой нет ни победителей, ни проигравших. Проигрывают обе стороны: и родители, потерявшие терпение и силы, и дети, так и не научившиеся ничему хорошему. Дело, конечно, не только в родителях, дело, в том числе и в системе, заложниками которой являются и дети, и родители, и учителя. Но сегодня речь не о ней. Сегодня речь пойдет о том, что такого есть в родителях, что мешает их детям самостоятельно и спокойно делать домашние задания.

Любой ребенок приходит в семью неслучайно. Он выбирает таких родителей, точным зеркалом которых он является. Он отражает маме и папе то, что они пока еще не рассмотрели в себе, те качества и те убеждения, которые на данный момент находятся в тени. Поэтому проблема не в ребенке, а в самих взрослых.

Первое, на что может указывать нежелание делать уроки, — это излишняя привязанность родителей к выполнению обязательств. Такие родители всегда выполняют обещания, данные другим. По сути, домашнее задание — это обязательство перед учителем, и не выполнить его — это значит упасть в грязь лицом. И если для родителя это является чрезмерно важным, является привязанностью, то ребенок всеми силами (естественно подсознательно) будет освобождать родителя от данной зацепки, то есть ни за что не будет делать уроки.

Второй причиной может быть стремление родителя (особенно мамы) выглядеть хорошим в глазах другим. Потому что у хороших родителей дети делают уроки. Как же он не сделает, а что тогда обо мне подумают другие? А ничего, что у других дети тоже с большим трудом делают домашние задание? Этот факт на рассмотрение не принимается. Главной здесь является собственная незапятнанная репутация. Родители всеми силами давят на чувство вины ребенка (ты меня опозорить хочешь?), но воз и ныне там: домашние задания не делаются.

Третья причина — это ошибочная расстановка приоритетов в жизни. То есть учеба в школе ставится выше физического и морального здоровья самого школьника. Как будто если он будет смертельно болен или сойдет с ума от душевных травм, это образование будет ему нужно. На самом деле, что важнее: гармоничная жизнь ребенка или то, что ему сегодня задано по русскому и математике? Важно, чтобы он это сделал через силу и по принуждению или самостоятельно проявил интерес к тому, что ему положено делать по судьбе? Может, ни русский язык, ни литература не нужны ему в таком масштабе? Он вырастет гениальным руководителем, письма за которого будут писать секретари, а он лишь будет заверять их своей подписью… Здесь стоит серьезно задуматься…

Четвертая причина — это желание родителей тотально контролировать жизнь ребенка. Им важно не просто, чтобы он делал домашние задания, но еще нужно, чтобы делал тогда, когда они сказали, и так, как они сказали, например, обязательно сразу после школы или сидя за столом. Ребенку не дается право самостоятельно определить последовательность выполнения домашних заданий. Инициатива убивается на корню, а потом мы удивляемся, почему он/она ничего не хочет делать самостоятельно.

Пятой причиной я бы назвала то, что мы не умеем работать со своими эмоциями. Дети часто вызывают у нас раздражение и гнев, а мы не знаем, что с этим делать. Любая негативная эмоция — это сигнал, что в нас есть какая-то разрушительная подсознательная программа (убеждение, шаблон). Это мы раздражаемся и гневаемся, а не дети нас раздражают и выводят из себя. Чувствуете разницу? Мы сами являемся источником своих эмоций, а никак не наши дети. Поэтому разбираться нужно только с собой и еще раз с собой.

Долгое время я воевала со своим сыном из-за домашних заданий. Причинами были и желание выглядеть хорошей в глазах учителей, и то, что я ставила учебу в школе выше его интересов, и многое другое. А потом я отпустила… Я поняла, что я сама не даю ему жить спокойно. Я просто перестала контролировать… С тех пор прошло полтора года. Конец света не наступил, сын не остался на второй год. Он успешно закончил четвертый класс (оговорюсь сразу, что тройки есть), учится в пятом. За уроки он садится САМ… Победа? Однозначно! И эта победа сразу двоих: мамы, которая научилась доверять жизни и сыну, и повзрослевшего сына, сделавшего большой шаг навстречу своей самостоятельной жизни…

© Алевтина Васянина, 2016

Добавить комментарий